You are viewing adelaidastar

Sat, Sep. 25th, 2010, 12:53 am
Про Ямал

Короткое вступление. Сидели в группе "МГУ", в теме "Пусть Лужков берет откаты мне на это наплевать, буду думать, что это его зарплата лишь бы он Москвой руководил опять". Автор тены хотел серьезного обсуждения. Две Юлии, Боря и я писали рэп. Боря написал, в частности:

Любят Юля и Юля рэп
А чё удивляться они же человек..
Лужков на днюху к австрийцам забурил.
Вот это по-нашему - мэр на всё забил..
Ёёёё...

И тут появился Михаил с Ямала. Через спутник. И стало очень интересно:

Дал почитать темку нашему проводнику Някоця (ненец). Пожалел, парень мозг себе сломал надолго. У него вопросы:
1. Кто такая Юля и Юля?
2. Почему Дарья, такая красивая, а по русски говорит плохо?
3. У нас в Москве всё нормально или им надо готовиться к тёплой зиме?
.
Так держать!!!


Някоця весь в переживаниях. Свалил куда-то в тундру, так что до рассвета искать бесполезно. Он парень интересный, так что продолжение будет. Уверен, что скоро он озадачит нас ещё десятком вопросов, на которые нет ответа. Удаляясь, например, он сказал, что в переводе слово ненец означает человек. К чему бы это? Надо сказать, что и хант и манси в переводе тоже самое. У его жены имя интересное - Ватане ("лишняя", одиннадцатый ребёнок в семье). Он с ней всегда советуется, но сейчас она далеко, так что пошёл думать в одиночестве.

Граждане и гражданки, докладываю по пунктам. Бесстрашный охотник Някоця безоговорочно признал равенство по красоте, уму и обаянию материковых (это он сказал. Иначе, людей с Большой земли) женщин. При этом, был абсолютно беспристрастен и честен - НЕ ПРОКОРМЛЮ. В хозяйстве его жена лучше и полезней (это тоже он сказал), уж не обессудьте. Смущение по случаю внимания к своей персоне преодолел успешно. Рэп ему не понравился однозначно, но стихи продолжайте сочинять. Хорошие стихи любит и знает (про Ямал). Следующей весной зовёт всех на праздник оленеводов. Правда, могу назвать только примерные координаты этого места . Инородцев с чуждыми именами Проктор, Гэмбл и близнецов Джонсонов категорически не приемлет - худые люди (в смысле плохие).
.
С "Юлией и Юлей" оказалось всё гораздо сложнее. Здесь играют очень большую роль верования ненцев. Имя значит очень много, даётся только один раз и с определённым смыслом (ненцы никогда не отмечают свои дни рождения). Поэтому он так и напрягся, когда прочитал "Юлия и Юлия они же человек". Два в одном существовать не могут. Духи могут рассердится.
.
Жаль тема не подходит, столько всего интересного всплыло.

Я, честно говоря, не этнограф, боюсь неточностей, но здесь действительно всё сложно. Ненецкие религиозные представления о сущности человека принято связывать с понятием души. У ненцев нет специального определения, соответствующего этому понятию. Их представления об одушевлённости и жизнеспособности человека более конкретны. В первую очередь наличие жизни связывалось с дыханием - инд. Очень важную роль имеет отношение к человеческой тени - сидянг. Если переводить буквально, то это будет означать "двойник" и соответствовать понятию "призрак". С жизненностью человека ненцы соотносят также кровь (хэм), сердце (сей) и ум (и). С оценкой жизненных субстанций человека тесно связаны представления о загробном мире. Наиболее распространён такой вариант: двойник покидает тело после смерти человека и отправляется в мир мёртвых, где находит своих ранее ушедших родственников и живёт с ними. Двойники, сидянг, ведут такую же жизнь как и на земле: охотятся, ловят рыбу, разводят оленей. Олени и собаки в нижнем мире - это двойники умерших или забитых на земле животных. Загробный мир ненцев это перевёрнутый земной. Например, там День - Ночь, Ночь - День, на нарты садятся справа, а не слева и т.д. Двойник в загробном мире живёт столько же сколько и на земле прожил человек. В этот период может быть опасен для живых, поскольку способен утащить к себе их двойников и привести к новым смертям. Закончив жизнь в загробном мире, двойник умирает, превращаясь в совершенно безобидного жука.Вот такие дела. Духов задобрить можно, но способ зависит от провинности. Исполняются различные ритуалы. Большинство бытовых проблем решаются самостоятельно, в тяжёлых случаях обращаются к шаману.

Про дни рождения тоже можно интересную вещь рассказать. У ненцев это называется Днём радости.
.
День рождения человека отмечается всего раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых. Сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и никогда не узнает как проходили его именины. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Чаще всего подарки скромные: плетёная тесьма для кос, кусочки сукна, придметы гигиены и т.д. Повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина. Пока женщины и бабушки отмечают день рождения малыша, его братья и сёстры (если есть) бегают вокруг, опережая друг друга, в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Появление брата или сестры очень озадачивает малышей и взрослые специально дают им задачу, которая невыполнима. В конце концов дети смиряются с тем, что невозможно обнаружить следы малыша и приходят к выводу: этот таинственный человек хорошо ориентируется на местности и умеет выбирать такие места, по которым не могут пройти другие. Ища такие следы, дети выдумывают массу небылиц: может быть, он прилетел на крыльях или забрался в мешок с жёлтым мхом или пришёл как нгэмунзи - образ (дух) сна - бесшумно и незаметно подкрадывающемуся к человеку. Этим нгэмунзи в тундре укрощают чрезмерно шаловливых к вечеру детей. Для того, чтобы он не снился им в образе чудища, его ласково называют - Нгэмунзикоця. Взрослые говорят: "Образ сна любит садиться вечером на глаза и делает их больными". Чтобы этого не случилось дети стараются быстро закрыть глазки и без лишних напоминаний засыпают.

Да, понятие праведной и неправедной жизни существует. Здесь тоже сложно разбираться, поскольку ненцы официально православные, но свои обычаи и верования сохраняют. Получается мешанина. Сейчас в духовной культуре, в основном, сохраняются воззрения о домашних духах и погребальный обряд. Если же говорить об исконных верованиях, то картина получается следующая. Существует довольно жёсткие моральные нормы совместного бытия, которые прививаются с детства. Например, существует множество примет отражающих неправильное поведение и образ жизни. Простота быта сводит всё это к тому, что такого человека при жизни считают плохим, бедным и не имеющим удачи в делах. Дальше примерно так как я описывал, если человек жил на земле плохо, то так же плохо будет и его двойнику в нижнем мире. Правда есть ещё несколько моментов, о которых, как правило знают шаманы и чужим (а мы чужие) не говорят.

Юлия, он всё это понял. Просто существует разнца восприятий. То, что для нас является очевидной шуткой, стёбом или искажением, для ненца выглядит совсем иначе. На слова он реагирует буквально, поэтому так и задумался. Правда задумчивость быстро прошла, он обрёл душевный покой и занялся своими делами. Вчера вечером зачем-то поймал и приволок выдру, часа через два отнёс туда, где взял. Сейчас он снова бодр и весел, пьёт чай, шлёт приветы. Вывел нас сегодня на сухое место

-Михаил, извиняюсь за дурацкий вопрос - как он ее поймал?
Руками или в какой-то силок?

Дарья, руками. Они вялые сейчас и сонные. Някоця опытный зверолов, для него это просто.

Дарья, охотничьи наввыки у них поразительные. Тоже тема для отдельного разговора. Наши доморощенные "бывалые" - дети по сравнению с ними. Даже говорить серьёзно об этом нельзя. Знаете как они определяют местонахождение песца? По следам сов. Действительно, обалдеть!!!
.
В этом случае есть другая странность. Зверушка слишком далеко на север забралась. Нетипично для выдр. Они обычно значительно южнее обитают - в лесной зоне.

Нет, Дерсу Узала понимающе улыбается и, хитро щурясь, бочком выбирается на воздух, предвкушая славную прогулку.
.
Всё проще. Песцы очень хитрые животные и питаются почти всем, что съедобно. Любовь к леммингам, мышам и прочей мелочи у них такая же как у сов. Они просекли, что наблюдая за поведением совы и направлением полёта можно почти безошибочно добраться до еды. Ненцы тоже это давненько заметили. Теперь для детей, которых обучают навыкам охоты есть загадка:
Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова,
Потому что по науке
Наших дедов и отцов
По следам совы капканы
Надо ставить... На кого?
Все дружно вопят: "На песцо-о-ов!".
.
Поэтому зимой (в охотничий сезон на песца - ноябрь-февраль) так и делают. Если есть песцовая строчка на снегу, да ещё свежая, то нет проблем. А вот, если нет, то ищи не песца, а сову. Ловят же песца непосредственно в капкан или силки, часто используют загонную охоту, но это уже технология. Главное зверя выследить. Такая вот наука, которой уже пара тысяч лет, а может быть и больше.

Дарья, ненцев немногим больше 26 тыс. человек. Расселены они довольно широко. Сейчас принято разделять всех ненцев на две группы - тундовые и лесные. Лесные ненцы имет большую степень осёдлости. Многие живут в городах, работают там же. Тундровые - кочевые люди. Основное жилище - чум. Просто они бывают разных размеров (на одну или несколько семей, например). Кочевых ненцев тоже делят на четыре группы. Это зависит от их маршрутов откочёвки. Три группы из четырёх зимой уходят на юг, на материковую часть. Только одна группа остаётся на полуострове практически круглогодично. С учёбой сложно. Для них немало делается в этом направлении, но не могу сказать насколько эффективно. Знаю только, что большинство детей школу посещают (интернаты). Преподавание стараются вести на родном языке, учебные пособия и учебники тоже издают на ненецком языке. Однако преподавание на русском языке идёт параллелно. Далеко на большую землю не уезжают. Если хотят получить специальность, то и в Надыме и в Салехарде и других городах они это могут сделать. После этого возвращаются к себе.
.
Мало их очень. В 89-м их было 34 тыс., в 2002 - 26,7, кажется. Это по данным переписи.

Татьяна, это я, видимо не так выразился. Никто никого не изгоняет. Разве что в случаях развода муж или жена может выставить свою половину в чём был(а). Под жесткостью в воспитании я имел, в первую очередь, чёткое разделение в воспитании детей на женское и мужское. С самого раннего возраста детей начинают обучать разным премудростям. Девочек обучают вести хозяйство, мальчиков - охоте, скотоводству и т.д. Практически нигде пересечений нет, т.е. мужчина никогда не станет выполнять женскую работу и наоборот. Что же касается моральных ориентиров и ценностей, то они такие же как у нас. Только соблюдаются строже. Детей почти никогда не бьют, высмеивают. Этого вполне достаточно, чтобы ребёнок осознал свой проступок. Существует масса пословиц, примет и поговорок, где всё это отражено в полной мере. Фольклор богат, например, "Не учись сквернословить - плохие слова на твоём языке оставляют запах зловония" и таких пословиц десятки, если не сотни. Навыки запоминаются крепко, иначе в условиях Севера просто не выжить. Логика здесь элементарная. Особое место в воспитании отводится природе. Природа - священна. В традиции ненцев АБСОЛЮТНО отсутствует потребительское отношение к природе. Например, ненцы не едят грибы. Грибы - любимое лакомство оленей. Вы никогда не увидите ненца с букетом цветов, они лишней травинки не сорвут. Тут даже комментировать нечего. Нашим экологам, которые мучаются этими вопросами надо учиться у них, а потом научить других. Уверен, что толк будет. Очень жаль, что формат форума не позволяет более подробно такие вещи рассказать, да и я рассказчик не ахти, сумбурно получается. Здесь одно цепляет за другое. Мы с вами уже почти до внутриродовых отношений договрились.

Я бы не хотел, чтобы читая мои неловкие заметки складывалось какое-то лубочное представление о людях, про которых я пишу. Времена ухватистых купцов со стеклянными бусами прошли давно. Цивилизация существует и на Крайнем Севере. Ненцы знают и интернет и спутниковое телевидение, пользуются современным оружием, снегоходами и т.д. К несчастью, что такое водка тоже неплохо знают. Вобщем, ничто мимо них не прошло. Многое из старого уклада их жизни ушло безвозвратно, многое уходит, но тем не менее, тысячелетняя культура, умение жить в жесточайших условиях, не нарушая законов природы и человеческого бытия, заставляет говорить меня о народе ненцев с глубочайшим уважением. Впрочем, это также верно в отношении и других народов населяющих наш Север. Мне просто хотелось познакомить интересующихся с теми сторонами жизни народа, которые мне посчастливилось наблюдать. Повертье это интереснее, чем описывать прозу жизни, когда, например, в дальние посёлки приезжают работники соц. обеспечения. Это зрелище горькое.

Да, Юр. Михалычу спасибо за возможность скоротать вечерок. Автору темы за попустительство отдельный респект. Някоця весь вечер извлекал из себя детские воспоминанияя. Минут сорок твердил, что воспитывали хорошо. Попутно выяснилось, что у него три имени, его никогда не били, даже не шлёпали, сестра хорошая и воспитана как настоящая хозяйка и много чего ещё. Особое внимание уделялось вопросам насмешек. Да, такое имеет место. Някоця, например, вспомнил случай, когда после какого-то праздничного застолья он, будучи сытым, не вышел как положено из чума, а остановился напротив стола и стал разглядывать гостей. Отец с тихой грустью заметил, что он, видимо, скоро осиротеет, либо они будут жить в большой нужде. После этого он больше никогда не засиживался за столом вместе со взрослыми.
.
Его сестра, ожидая пока мать проверяла какую-то работу начала ковырять ножом в зубах. В ответ на действие мать заметила, что если она не перестанет, то став взрослой станет объектом сплетен и будет чувствовать себя как на острие ножа. С ковыряниями было покончено. По-моему, очень доходчиво. Не помыв нож после разделки рыбы девочка узнала, что нож надо мыть, равно как и другую посуду, иначе став матерью она будет неряхой, а дети не вылезать из грязи. Тоже коротко и доходчиво.

Мальчиков учат уважительно относится к себе как к будущим охотникам и оленеводам. Один раз, сильно проголодавшись, он начал скрести дно кастрюли. Тогда отец ему объяснил, что он никогда не должен этого делать, потому что звери и птицы услышат скрип кастрюлек, которые он отскребал. Зверям и птицам такие звуки не понраву. Примерно тоже говорилось, когда он пытался помогать сестре мыть посуду.

Татьяна, в случае с нашими детьми это точно не пройдёт. Хотя, при наичии самолюбия может и сработать. Это только эпизоды, но детей ненцы действительно так воспитывают. Их сначала через обычные детские игры приучают к ведению хозяйства, позже просто вовлекают в работу. Иначе нельзя, условия к праздности не располагают. Не могу сказать, что дети и взрослые не отдыхают совсем, но значительно меньше, чем мы. И совершенно иначе... Девочек, кстати, начинают обучать раньше, чем мальчишек, лет с 5-6, те уже помогают матерям. Мальчики начинают лет с 7-8. Отец или старший в семье дарит мальчику первый аркан и разрешает попробывать набросить его на какого-нибудь спокойного оленя. После этого ему дают лук и стрелы. Став немного старше мальчик получает нож - непременный атрибут охотника. И т.д. Всё это коренным образом отличается от процесса взросления наших детей. Наконец, окончательно взрослым мальчик может считать себя в тот день, когда отец официально запрещает малышне обращаться к юноше по имени. С этого момента мальчик уже и не мальчик совсем, но муж.

Обычаи нарушать нельзя. Это закон. Причин может быть сколько угодно, но всегда задача взрослого состоит в том, чтобы ни одна не оказалась важной для того, чтобы отступить от традиции. На самом деле здесь вопрос надо ставить шире. Речь идёт о сохранении традиций и культуры, которая и делает ненцев народом. Собственно говоря, и любой другой народ идёт по этому же пути. Слишком разная у нас среда обитания, возможности, развлечения...
.
Я здесь уже писал, что приметы и обычаи играют в жизни ненцев ключевую роль. Их очень много. Например, если коренной олень олень в упряжке чихнул в начале пути, лучше вернуться сразу. И т.д. и т.п. Перечислять все просто не имеет смысла. Я их просто не знаю, да и невозможно это.

опробуйте пройти по этой ссылке (скопировать одной строкой): http://narod.ru/disk/25254362000/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%20%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D1%83.mpg.html
.
Я выложил файл с одним из лучших фильмов о ненцах. Его снимал очень знающий и опытный человек. Там вы найдёте многое из того, о чём шла речь у нас. Закадровые комментарии авторские.
.
Файл придётся скачивать. В он-лайне, скорее всего, не пойдёт.

Ещё один небольшой фильм. Сюжет похож на первый, комментариев нет, но есть очень точные титры, котроые появляются во время показа.
http://narod.ru/disk/25257965000/%D0%AF%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA-%D1%85%D1%8D%D1%81%D0%B5.avi.html
.


Sat, Sep. 25th, 2010 08:42 am (UTC)
tenrek

вау, как интересно! Скачиваю фильм.

Sat, Sep. 25th, 2010 09:34 am (UTC)
adelaidastar

Скачивай оба! Во втором очень красивые сьемки.

Sat, Sep. 25th, 2010 05:52 pm (UTC)
eisa_ru

А мне жизнь этих ненцев гораздо более разумной кажется, чем наша городская - замороченная. (Это я не выпендриваюсь, я давно уже присматриваюсь ко всевозможным ликам существования)

Sat, Sep. 25th, 2010 07:33 pm (UTC)
adelaidastar

Во-во, и я об этом. Воспитание детей мне однозначно нравится.

Sun, Sep. 26th, 2010 02:46 pm (UTC)
eisa_ru

В нашей жизни слишком много лишнего и бесполезного. Сплошные болезни и разочарования, погоня неизвестно за чем, бессмыслица и мелькание разноцветной фигни перед глазами.

А там - живешь - это значит Живешь! Все конкретно. Помирать соберешься - тоже конкретно перейдешь в понятное и привычное место.

А тут столько труда на ограждение себя от всего ненужного((((